Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
Открытый педагогический фестиваль «Симфония урока»
| 13.01.2014, 10:09 |
Открытый педагогический фестиваль «Симфония урока»
Номинация «Урок поэзия души»
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №17 с.
Серноводского Маркозовой О.Д.
Откуда вы приходите слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, откуда, где трава,
По-моему, оттуда, где деревья.
Юрий Левитанский.
В современной школе мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонне развитой, гармонической личности с высоким уровнем интеллекта, чувствующего и понимающего прекрасное. А где, как не на уроках русского языка и литературы мы имеем возможность формировать у детей любовь к прекрасному.
Творческое самовыражение - важнейшее условие развития личности. «Детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребёнку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладению речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека»,- утверждал Л.С. Выготский.
Первым опытом творческого самовыражения моих пятиклассников становятся сочинения малых жанров: эскизов, этюдов, миниатюр. Интерес, ставший главным двигателем в работе, изменил «себестоимость мысли», её внутреннюю значимость.
Это был своеобразный путь к себе, к расширению внутреннего пространства личности, и одновременно уход от сочинений лишь для оценки. «Времена года. Мгновения» так мы определили тематику нашего творчества в 5 классе. «За шагом- шаг, за мигом – миг» изо дня в день выбирали мы один какой-либо (общий или по своему желанию) наиболее интересный в данный миг «объект» природы: облако, тучу, солнечный луч, дерево, воздух, травинку, даже лужу (вспомним: одни смотрят в лужу и видят лужу, а другие смотрят в лужу и видят небо, которое в ней отражается), иногда выбирали звуки, краски, запахи, ощущения.
Два – три раза в неделю урок начинается с творческой пятиминутки: на листе бумаги записывалось то или иное наблюдение, впечатление, затем, после экспресс - проверки учителем и собственной корректировки, переносилось в тетрадь. Одно мгновение прирастало к другому и, медленно, страница за страницей рождался цикл миниатюр «Времена года».
Создание собственного сборника сочинений - миниатюр не является обязательным: за несколько миниатюр можно было получить оценку так же, как и за несколько страниц в сборнике миниатюр. В тетрадях появились иллюстрации, фотоматериалы, свои уникальные способы оформления страниц. Тетрадь становилась событием собственной биографии. С разных позиций: то из школьного, то из домашнего окна – всматривались мы в изменения природы, течение её жизни, её сокровенные проявления. Искали в окружающем не только особые приметы – наоборот: в примелькавшемся, ранее не замечавшемся находили нечто удивительное. Мини-работа при этом не оставляла возможности для пустых фраз; концентрируя впечатление, она требовала образной точности, искренности, ёмкости словесного оформления. Одновременно любой эскиз, этюд, любая миниатюра вписывались в изучающую программную грамматическую тему, делая осязаемой , практически значимой.
В 6-ом классе мы несколько видоизменили жанр. Детям предлагается вести дневниковые наблюдения «Мой любимый уголок природы». Эти постоянные наблюдения дали возможность почувствовать в окружающем мире внутреннюю жизнь, родственную своей жизни.
Другая область работы над словом, в которой у меня накоплен небольшой опыт, - обучение версификации, умению складывать стихи.
Мы не должны ставить цель породить поэта. Это от Бога, но человек, владеющий ямбами и хореями, умеющий слышать ритм, чувствовать стиль и интонацию, сочинять строфы и целые стихотворения, культивирует в себе навык восприятия стихов, развивает своё музыкально-поэтическое чутьё. Как мастер и творец, он скорее понимает творца.
Сначала изучается теория: стихотворные размеры, способы рифмовки, виды рифм. Потом ребята должны отыскать в определённом сборнике примеры. Потом составляем вместе и по очереди одну ритмическую строку. Простукиваем ритм, проговариваем. Потом даётся двустишие (вторая строка опущена). Например: В тёмном парке под ольхой
--------------------------------------
Определяется ритм (хорей). Ищем вторую строку и созвучие. Сначала это делать всем классом, чтобы дети владели методом. Решение будут разные:
«Листик кружится сухой» и «Жил один старик глухой»
(заданная строка - из Блока. Вторая его строка -« В час полуночи глухой». Заготовки стихов известных авторов даются ребятам с умыслом. Если давать учащимся излишнюю свободу – получатся однотонные «пошёл - пришёл», «стали заниматься, потом давай смеяться». Стараюсь вмонтировать мысль ученика в контекст мастера. Это заставит ученика тянуться за классиком, ощутить стиль или спародировать его, что опять-таки требует умения и таланта. Даётся какая-нибудь строфа с пропусками, например из Пастернака.
Вся в белых хлопьях скроется,
-----------------------взор
На ощупь--------------
Проходит ---------------.
Варианты рождаются самые разные.
Вся в белых хлопьях скроется.
Печаль туманит взор.
На ощупь входит школьница.
Проходит через двор.
И такой:
Вся в белых хлопьях скроется,
Совсем не видит взор.
На ощупь лезть приходится,
Проходит, словно вор.
Строфа эта у Пастернака читается: «…Залепит снегом взор, - //На ощупь, как пропоица,// Проходит тень во двор».
Текст направляет фантазию авторов в определённое русло.
Часто использую известную игру (буриме), когда заданы рифмы, а по ним надо составить строфу. Рифмы или придумываю, или беру у поэтов. Вот пример: не пела – молчала – сначала.
Шестиклассники дали такие образцы:
Птичка средь зимы не пела.
Песня чудная молчала.
А весной она пропела
До конца и всё сначала.
Другой:
Лучше б песен бы не пела
Ты, ворона, а молчала.
Ты бы сыр свой лучше съела
Сразу, с самого начала.
Игры с поэтическим словом стимулируют работу, потому что нравятся, как весёлая пауза в школьных занятиях. И сама работа становится привычной и понятной.
Ещё одним из эффективных средств мотивации учащихся на уроках русского языка может быть музыка, которая, по словам Д.Д. Шостаковича, «не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и даёт им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода.» Рассматриваю музыкальное произведение как одну из возможных форм дидактического материала. Первостепенное значение при отборе произведения имеет его доступность. Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трёх минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания. Например:
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Э.Григ «Бабочка»
- Э.Григ – крупнейший норвежский композитор. В музыке он стремился запечатлеть самобытность Норвегии, её пейзажи. Его музыка попопулярна и любима не только в скандинавских странах, но и в России. Григ сумел завоевать сердца русских слу шателей.
П.И. Чайковский писал: «В музыке Э.Грига есть что-то нам близкое, родное, находящее в нашем сердце горячий отклик…
Особенно удавалось Григу музыкальные миниатюры.
Сегодня я предлагаю послушать одну из небольших пьес композитора, которая называется «Бабочка». Постарайтесь представить картину природы, которую рисет в вашем воображении музыка Э. Грига. Опишите в сочинении увиденную картину.
Примеры миниатюр.
Книжечка с картинками.
«Слушая пьесу Э.Грига «Бабочка», я представляю большую лесную поляну. Она усыпана разными цветами. На одном из них сидит красивая бабочка.Она придаёт поляне чудесный, сказочный вид. У неё пёстрые крылышки, которые весело переливаются на солнышке. Когда бабочка ими машет, то кажется, что ветер листает маленькую книжечку с яркими картинами. Порхая над цветами, бабочка превращает её в настоящую сказку».
Грамматическое задание: подчеркните в миниатюрах словосочетания: сущ. + прил.
.
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Асият
|
Просмотров: 933 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|